Владимир Горянский: «Надоело, что меня выбирают, хочу сам выбирать!»

В отельно-ресторанном комплексе под Киевом состоялась масштабная презентация украинской инвестиционной кинокомпании Smart Movie с поп-, рок- и рэп-концертами, лекциями о кинобизнесе, красной и черной икрой, шампанским, холодными и горячими закусками и темпераментными выступлениями Владимира Горянского и Дольфа Лундгрена (на удаленке).

У руля начинания два человека — известный украинский актер Владимир Горянский и продюсер Виктор Сокуренко. У каждого из них свои мотивы.

«Надоело, что меня выбирают, хочу сам выбирать, — объясняет Горянский, снявшийся в более чем 130 проектах. — Хочется взять это дело в свои руки. На мой взгляд, сейчас для этого благоприятное время: мировой рынок просел из-за ковида, но через год снова наберет обороты. Поэтому надо успеть вскочить на подножку, когда изголодавшийся по фильмам зритель ринется в кинозалы, а мы ему дадим новый контент».

Smart Movie: бизнес-модель

Если Горянский имеет популярность и актерский талант, то Виктор Сокуренко обладает международными связями, чтобы продвинуть национальную продукцию на рынок Запада. По его словам, у него три образования: менеджмент, маркетинг и филология. Когда-то он строчил обзоры фильмов, но мечтал о непосредственном участии в мире кино.

«В 2007 году в Каннах я познакомился с продюсером американо-канадской компании Lions Gate [самая большая и успешная киностудия в США, специализирующаяся на зарубежных и американских независимых фильмах], — вспоминает Сокуренко. — Начал сотрудничать, к 2017-му привлек деньги на 20 фильмов, к некоторым из них даже сценарии написал, например к мистическому фильму ужасов «Лига дьявола».

Не скажу, что это были шедевры, но они зарабатывали. Арифметика проста. Снимается, к примеру, картина за $3 млн — это минимум для западного рынка. Притом дистрибуция Lions Gate очень обширна, она распространена по всему миру. Задача — показать этот фильм на как можно большем количестве киноэкранов. Чем больше показали — тем большую кассу он собрал, вне зависимости от рекламы. Потому что есть зеваки, которые ходят на фильмы категории В, — это независимое кино: низкобюджетные, коммерческие картины. На блокбастере можно сильно пролететь, потому что в него вкладываются огромные деньги, и в случае провала ты получаешь такой же убыток. А на фильмах по $3 млн, которые крупные компании запускают в свою дистрибьюторскую сеть, они зарабатывают примерно $15–20 млн. Поэтому рынок низкобюджетного кино в разы больше сектора блокбастеров».

За украин­скими фильмами большое будущее. Мы с вами готовы снять отличный боевик. В противном случае вам не поздоро­вится!киноактерДольф Лундгрен

Касательно локального производства, Виктор Сокуренко уверяет, что снимать кино в Украине очень дешево.

«Это связано с низкими ценами на аренду, уличными съемками и т. д. Из шести фильмов, которые мы собрались запускать, у четырех — бюджет $250 тыс., еще у двух — $350 тыс. Допустим, в каждой стране они соберут минимум по $70 тыc., но таких стран — 30. Умножаем и получаем $2,1 млн. А если «зайдет» лучше и удастся расширить количество стран, то прибыль проекта увеличится еще — в идеале до $4–5 млн. То есть бюджет перекроется в 10–12 раз. Провал контента почти нереален, потому что у нас, повторяю, низкая себестоимость фильмов».

Уверенности в успешности своего начинания Виктору Сокуренко придает то, что описанная им бизнес-модель давно обкатана.

«Я взял механику Lions Gate, постоянно контактирую с этой студией, ее специалисты нас консультируют, всячески помогают, подписан договор о намерениях. До пандемии я в течение трех лет вел с ними переговоры, чтобы они снимали свои фильмы в Украине, но локдауны нарушили эти планы. А бухгалтерия такая: 50 маленьких инвесторов по $5 тыс. — это и есть бюджет картины. Прибыль будет делиться соответственно вкладу. Скажу больше: к нам хотел зайти в дело крупный инвестор, сразу дать $10 млн, но мы отказались. Потому что хотим сделать инвестиционную кинокомпанию, а это история не об одном крупном инвесторе, а о множестве мелких».

Сокуренко и Горянский готовы собрать лучших

«Я не делаю ставку на украинских сценаристов, — говорит Сокуренко. — У нас сильная международная сценарная группа: мексиканец Рикардо Манола, австралиец Серж Ильясте и только один украинец, который может писать на английском, — Станислав Хейло. Он один из лучших наших сценаристов, сделавший много проектов для СТБ, например успешный комедийный сериал «Пока все дома». Эти люди находятся в тени, но они настоящие профессионалы и пишут истории, рассчитанные на международную аудиторию».

Горянский вторит продюсеру: «Мы настроены снимать качественный средний продукт, который должен быть востребован на международном рынке. Контакты с западными дистрибьюторами у нас есть».

На презентации представили два таких контакта. На связь по скайпу из Франции вышла Лина Леклер, сопродюсер Smart Movie, специалист по дистрибуции EuropaCorp, а из США — Илья Волох, исполнительный продюсер Smart Movie и американский актер украинского происхождения, снявшийся в более чем 160 голливудских фильмах, в том числе в «Индиане Джонсе и Королевстве хрустального черепа» и «Загадочной истории Бенджамина Баттона».

В задачу последнего входит дублирование украинской продукции на английский — у Волоха в Америке своя школа актерского мастерства. «Сейчас я занят в съемках сериала НВO, поэтому не смог прилететь в Украину. Но мы серьезно нацелены на покорение мира украинской кинопродукцией», — за­явил Волох.

От комедий с Горянским до вестерна с Лундгреном

«Лично мне ближе комедии, — признается Горянский. — Но мы готовим блок фильмов разных жанров». По его словам, первой будет остросоциальная комедия «Психи на свободе». В ней трое душевнобольных сбегают из психиатрической клиники и устраиваются на работу в отель. У одного раздвоение личности, у второго — масса фобий, третья дико поддается чужому влиянию. Их социальная адаптация рождает множество комических ситуаций. По поводу своей роли директора и владельца отеля в этой картине Горянский отмечает: «Я прославился ролью психиатра Кости в «Дне рождения буржуя» больше двадцати лет назад — эта тема мне близка».

На блокбастере можно пролететь, а у фильмов категории В провал практически исключенпродюсерВиктор Сокуренко

«У меня есть опыт создания саундтреков. К тому же я пишу композиции на английском языке, — рассказывает музыкант. — В нашем прокате будет украинская версия песни, а для западного рынка — англоязычная». Кто не знает, у Mad Heads более 20 лет назад весь репертуар был англоязычным. На украинском они запели гораздо позже, так что Красноокому и карты в руки. К тому же рокер последние годы живет в Канаде. Он также сыграет в ленте.

«Мне доверили роль персонажа второго плана — бармена, — говорит музыкант . — Ему будут исповедоваться все психи, рассказывать о своих проблемах, поэтому бармен здесь сродни психоаналитику. Я буду выслушивать клиентов, что-то советовать, однако мои советы их не сильно интересуют, им главное — выговориться».

Швейцара заведения сыграет экс-басист легендарной рок-группы «Воплi Вiдоплясова» Александр Пипа: «Я играю необычного швейцара. Во-первых, он алкоголик. Во-вторых, философ. Соответственно, все ситуации он оценивает сквозь призму выпитого и Гегеля. Серьезно, надеюсь, не будет».

Что касается Владимира Горянского, то он также снимется в главной роли в триллере «Политик», где сыграет представителя развращенной политической элиты. А в гангстерской комедии «Однажды в Житомире» задействованы отец и сын — Остап и Дмитрий Ступки. Там все обещания, которые дали крутые парни, почему-то не удастся осуществить. В картине также занята вьетнамская актриса Ли Нгуен.

Съемки апокалипсического боевика «Запретный плод» пройдут на экзотической Шри-Ланке. По сценарию во время тотального голода местный воин-абориген Ролу находит артефакт, в разы увеличивающий урожай фруктов. Только имеется один побочный эффект — у всех этих фруктов проявилось наркотическое действие.

В планах новой киностудии — съемки фильма ужасов «Приложение» и постапокалипсического вестерна «Проклятый мир», где согласие на главную роль дал Дольф Лундгрен, американо-шведская звезда боевиков. Он связался по скайпу с гостями презентации и сообщил: «За украинскими фильмами большое будущее. Мы с вами готовы снять отличный боевик. В противном случае, Виктор, вам не поздоровится!»

Поинтересовался у Виктора Сокуренко, к которому обращался актер, каков гонорар звезды. «Извините, но сумму пока не могу озву­чить», — развел руками продюсер. Зато сообщил, что шесть фильмов планируют снять в течение года — по два месяца на ленту. Запускать в прокат их собираются сразу, разве что карантины помешают. «Во время локдаунов мы, конечно, не станем устраивать премьер, будем стоять на паузе», — говорит Сокуренко.

Насколько успешной станет вся эта затея, кажущаяся в украинских реалиях слегка безбашенной, покажут время и главным образом то, как пойдет первый фильм Smart Movie, у которого даже название под стать — «Психи на свободе». Однако в масштабе задуманного организаторам не откажешь.