Подружится ли Турция с Украиной против России: главные итоги визита Эрдогана в Киев

В последние годы украино-турецкие отношения развиваются по восходящей линии. Киев рассматривает Турцию как очень значимого торгового партнера, тогда как Анкара видит в Украине важный геополитический инструмент влияния на Россию. Ведь проблема Крыма и война на Донбассе делают Украину важными компонентом управления процессами во всем Причерноморье и даже за его пределами. Президент Эрдоган отлично осознает этот факт и активно использует для продвижения национальных интересов своей страны.

Украина и Турция – заложники вынужденной приязни

С точки зрения классической геополитики альянс Турции и Украины можно считать странной дружбой. Обе страны разительно отличаются друг от друга в политическом, религиозном, культурном и цивилизационном измерениях. Тем не менее, наличие общего антагониста в лице России является скрепляющей силой турецко-украинского союзничества. Об оформлении именно приятельских отношений между Анкарой и Киевом речь зашла в ходе визита президента Петра Порошенко в Анкару 8-9 марта 2016 года. Тогда платформу для сближения сформировала проблематика противодействия деятельности Кремля. В случае Украины речь шла о том, что Россия поддерживает представителей самопровозглашенных республик на Донбассе, воюющих с украинским правительством. Тогда, если говорить о турецкой головной боли, то это оказание Москвой военной помощи режиму президента Сирии Башара Асада, а также содействие сирийским курдам.

Безусловно, Украину и Турцию еще сближает географическая принадлежность к Черноморскому региону. В его пределах происходит стремительное усиление России, которая де-факто присоединила к себе в 2014 году Крым. Следствием этого стало катастрофическое снижение боеспособности украинского флота, который переместился в Одессу и Николаев. Военная деятельность россиян в Крыму очень беспокоит Турцию, которая ощущает опасность для своего доминирования на Черноморских проливах. Именно по этим причинам Анкара и Киев тяготеют к совместной кооперации, чтобы улучшить свою обороноспособность.

Как известно, текущая напряженность в Черноморско-Ближневосточном кластере связана с транзитом энергоносителей по линии «Юг-Север», т.е. из Персидского залива в Западную Европу. И Турция, и Украина являются важными транзитными державами по объемам, проходящих по их территориям поставок энергоносителей. Но только, если турков считают надежными транзитерами, то вот украинцы все больше теряют такой статус.

Это отлично осознают в Кремле, который стремится играть все более весомую роль на Ближнем Востоке. И пока Москве это удается, путем установления контроля над Сирией. Чтобы давить на Киев, российская дипломатия формирует свои собственные коалиции в Черноморо-Ближневосточном регионе и претворяет в жизнь с их помощью различные политические комбинации. К примеру, последним событием из этой череды выступает экстренный рабочий визит президента России Владимира Путина в Анкару, прошедший 28 сентября. В ходе переговоров ключевым был именно сирийский вопрос. Стороны интересовало разграничение сфер влияния в стране в форме зон деэскалации. На этом настаивал президент Реджеп Эрдоган. Турция стремиться взять под свой контроль провинцию Идлиб, но это невозможно без российской помощи. Кроме того, россияне и турки плечом к плечу воюют там с повстанческой группировкой «Хайят Тахрир аш-Шам». Еще беспокойство обеих сторон вызывает вероятность того, что над провинцией Дейр-эз-Зор, где добывается львиная доля сирийской нефти, будет установлен контроль курдов. Это ослабит как экономическую базу режима Асада, чего не хотят в Москве, и соответственно усилит курдский сепаратизм, чего не желают в Анкаре.

Помимо Сирии Путин и Эрдоган обсудили также вопросы курдского референдума в Ираке, постройки трубопровода «Турецкий поток», строительство «Росатомом» АЭС «Аккую», а также вопросы туризма и торговли, в том числе тему импорта РФ турецких томатов. А вот вопрос поставок россиянами Турции зенитно-ракетных комплексов С-400 на суммe в $2,5 млрд не обсуждался.

Как видно сентябрьский визит Путина в Анкару указывает на почти полную нормализацию отношений между сторонами, что не может не беспокоить украинцев. Именно с целью успокоения политических элит в Киеве Эрдоган и совершил свой визит. Но и здесь есть еще один не маловажный аспект уравновешивающей дипломатии Анкары. Визит Эрдогана в Киев, это к тому же и реакция на визит Путина в Туркменистан, состоявшийся сразу после завершения визита в Турцию. Конечно, Путина в Ашхабаде более всего волновали газовые вопросы, а именно будущее транскаспийского газопровода и прямые поставки туркменского газа в Китай. Но также Москва хотела заручиться поддержкой президента Гурбангулы Бердымухамедова в вопросе защиты туркмен, проживающих в районе Киркук, что на границе с Курдистаном. России важно, чтобы Туркмения взяла их под свою защиту, что существенно снизит влияние Турции в стратегическом регионе.

Видя это, в Турции решили актуализировать вопрос прав крымско-татарского народа в ходе визита в Украину. Это такая, «ответка» Путину через Украину из-за попытки внести раскол между турками и туркменскими элитами Киркука. Вот получается, что с точки зрения текущего геополитического расклада проблема крымских татар в Крыму эквивалентна проблеме туркменов в Киркуке, тогда как Донбасс  — это аналог Сирии. Что характерно именно эти вопросы были ключевыми при обсуждении на переговорах между президентом Украины и лидером Турции Р.Эрдоганом в Киеве 9 октября.

Матчасть: практические итоги визита президента Эрдогана

По мнению Петра Порошенко, переговоры 9 октября с турецкой стороной прошли очень плодотворно. «Украина и Турция хотят и готовы к активизации двустороннего взаимодействия на всех уровнях в духе доверия и взаимного уважения». Одним из атрибутов укрепления доверия станет установка линии специальной конфиденциальной связи между Киевом и Анкарой. В тоже время, если сравнивать соглашения, достигнутые в ходе официального визита Эрдогана в Киев с теми проектами, которые реализуют россияне, то масштаб, конечно, пока не в пользу Украины. В Киеве были подписаны 6 соглашений, наибольший интерес из которых представляет «План по развитию двухсторонних отношений между Украиной и Турцией на 2017-2019 гг.»

На первом месте в переговорах Порошенко-Эрдоган стояли политические вопросы по проблемам безопасности. Главное достижение переговоров – это факт непризнания Анкарой аннексии Крыма. Турки довольны, как Киев поддерживает крымских татар, которые остались верны своей стране. В тоже время турецкую сторону беспокоит нарушение политических прав татар в Крыму, аннексированном Россией. Также лидеры татар Украины ждут от Турции помощи в финансировании программ постройки жилья для переселенцев из Крыма, а также денег на постройку соборной мечети в Киеве.

Но в целом это все тактические вопросы, и пока очевидно, что турки не будут жертвовать отношениями с Россией в пользу своих единоверцев. А значит, существенного прогресса в вопросе изменения статуса Крыма не намечается. Тем более Турция не готова обсуждать вопрос введения санкций против России. Хотя Порошенко и предложил туркам вступить в международную группу «друзей Крыма», чтобы крымский вопрос не исчез из глобальной повестки.

К сфере безопасности следует отнести заявление Порошенко о том, что Украина ждет поддержки Турции в вопросе размещения миссии ООН на Донбассе. Кроме того, Порошенко заявил, что Украина заинтересована в увеличении представительства Турции в мониторинговой миссии ОБСЕ, действующей на востоке Украины. В свою очередь Эрдоган подчеркнул, что заинтересован в скорейшем завершении конфликта и поддерживает минский процесс.

В  тоже время, Украина и Турция укрепляют сотрудничество в оборонной, оборонно-промышленной и авиакосмической сферах. Пока это касается в большей степени контрактов «Укроборонпрома» по производству бронетехники и средств связи. Также будут интенсифицированы контакты по линии сотрудничества с НАТО.

Относительно экономического блока, то наибольший интерес представляют вопросы торговли. Турция ставит амбициозную задачу увеличения товарооборота до $10 млрд. На этом фоне товарооборот между Украиной и Турцией в І полугодии 2017 года вырос на 20%, но прирост все равно меньше чем в торговле турков и россиян. Там прирост за тот же период достиг 31,5%.

Украина и Турция также готовы интенсифицировать сотрудничество в сфере подготовки кадров для атомной энергетики, а Анкара откроет в Украине Турецкий культурный центр имени Юнуса Эмре, цель которого будет состоять, прежде всего, в популяризации турецкого языка.

Будущее отношений Турции и Украины: взгляды из Анкары и Киева

Авторитетный турецкий историк Али Нуриев считает, что корнем всех преград в украинско-турецких отношениях выступает нехватка стратегического понимания как в Киеве, так и прежде всего в самой Анкаре. Несмотря на все разговоры о стратегическом партнерстве, все выглядит так, что стороны смотрят на отношения как на сумму отдельных контрактов – торговых, военных и т.д.

Относительно текущего визита Эрдогана в Киев Нуриев подчеркнул, что он происходит в условиях ухудшения отношений Турции с западными странами и наличием неопределенности в отношениях с Москвой. В турецкой экспертной среде даже обсуждается вопрос, что Украина может быть альтернативой странам Запада. В частности, Киев владеет знаниями и технологиями, в том числе военными, которых недостает Турции. Турецкое правительство ищет альтернативы, а потому Украина все более важна для Анкары.

В свою очередь в Киеве считают, что Турция является одним из стратегически важных, приоритетных направлений внешней политики Украины, и обусловлено это экономическими факторами. Турция – это один из крупнейших торговых партнеров и инвесторов в Украину. Ближайшая цель – подготовка и введение в действие договора про свободную торговлю между Украиной и Турцией. Такую мысль высказал украинский исследователь Турции, аспирант Национального института стратегических исследований Денис Москалик.

Но все же между Киевом и Анкарой существует ряд проблемных вопросов. Денис Москалик выделил четыре таких проблемы: вопрос Крыма, санкции против России, статус крымских татар и дальнейшее развитие торгово-экономического взаимодействия. Хотя Турция поддерживает территориальную целостность Украины, возникают вопросы к участию отдельных турецких фирм и судов в торговле с Крымом. Кроме того, Анкара уже активно работает в среде крымских татар в Украине для решения своих задач. А это может вызвать в будущем недоразумения в отношениях с Киевом.

Под суд за иконы и помощь соседу. На кого теперь охотятся налоговики

Украинцы массово сдают заграничные путевки

Сделка с Ахметовым и интерес Гройсмана. Как у Порошенко кадры делят

«На украинском говорят хорошие, на русском — враги». Киношники готовят новую партию правильных фильмов