Рост цен, обвал гривны и госдолг: какие «экономические мины» заложила власть в бюджет-2018

Премьер-министр Украины Владимир Гройсман поручил правительственной команде доработать ко второму чтению государственный бюджет на 2018 год с указанием замечаний народных депутатов.

Об этом он сказал на заседании правительства, передает УНН.

«Я хотел бы сейчас поручить команде правительства, Министерству финансов совместно с коллегами, первому вице-премьеру, министру Кабинета министров организовать работу по доработке с учетом замечаний, которые были высказаны народными депутатами законопроекта ко второму чтению в первой декаде. То есть с 1 по 10 декабря в ту пленарной неделе, которая состоится в эти даты», — подчеркнул он.

Премьер отметил, что это является важнейшим приоритетом.

Напомним, правительство заложило на следующий год такие цифры: рост ВВП – 3% (аналогичный рост Кабмин закладывал в проект бюджета и на 2017 год), инфляция – 7% (против 8,1% в этом году), среднегодовой курс – 30,1 грн/$ (27,2 грн/$), доходы – 1,118 трлн грн (974 млрд грн), расходы – 1,19 трлн грн (992 млрд), дефицит – 2,4% ВВП (3%), минимальная зарплата – 3723 грн (3200 грн), безработица – 9,1% (8,6%).

Однако премьер-министр Владимир Гройсман назвал главную смету страны на 2018 год «бюджетом экономического роста», а следующий год – «годом нашего экономического успеха». NewsOne расспросил экспертов, на чем основан такой оптимизм.

«Структурно проект бюджета на 2018 год, то есть структура доходов, расходов, соотношение между центральным и местными бюджетами, ничем не отличается от бюджета на этот год. Так же, как от прошлогоднего и т.д. Существенных изменений бюджет не несет, но есть нескольких экономических мин, которые будут поочередно взрываться. Первая – нереальная статья доходов от приватизации в 22,5 млрд грн, которая почти в полном объеме перейдет в реальный дефицит бюджета. То есть в течение года этому или следующему правительству придется в срочном порядке искать деньги, чтобы покрывать эту дыру. Вторая – нереальный показатель инфляции в 7%. Поскольку в самом проекте бюджета правительство предусматривает дальнейшую искусственную девальвацию гривны до 30,1 грн/$, это еще 16% девальвации по сравнению с нынешним рыночным курсом. Если гривна девальвирует на 16%, то инфляция в 7% никак не впишется.

Основные исправления будут касаться лоббистских интересов в расходной части. Компромисс в торгах – это основная работа, которая будет идти во время подготовки ко второму чтению».

«Я не вижу причин говорить, что это бюджет прорыва. Там есть масса проблем, и я считаю, что его серьезно изменят. Ряд параметров остается подвижным, неопределенным. Прежде всего, это глобальные макроэкономические параметры. Серьезным риском для роста ВВП в 3% остаются возможные вводные по разрыву дипломатических отношений с Россией и сокращение наших экспортных поставок на ее территорию. Это может больно ударить по экспорту и экономике. Удар может быть чуть ли не в 5% ВВП. Тогда не будем говорить о росте, а будем говорить о падении.

Серьезным дисбалансирующим фактором может быть изменение ситуации на внешних рынках, на которых работает Украина: зерно, металл, химия. Это тоже не гарантирует рост 3%.

Серьезный фактор – поведение местных инвесторов. Одними из главных причин слабого, но все же роста экономики являются относительно неплохая ситуация на внешних рынках и то, что внутренние инвесторы понемногу тратят свои деньги на бизнес в Украине. Учитывая то, что наша экономика относительно небольшая – меньше $100 млрд в год, даже незначительная инвестиция в $1 млрд может изменить ситуацию. Фактором неопределенности является приток прямых иностранных инвестиций в следующем году. Уровень инфляции может быть выше, по аналогии с этим годом, когда прогнозировались 8%, а по факту получим от 13% до 16%.

Теперь представьте, что ко всему этому могут сработать негативные факторы по доходной части бюджета. В условиях активной подготовки к выборам политическая элита будет искать дополнительные источники поступлений. Сразу попытаются традиционно увеличить акцизы на табак, алкоголь, бензин, совершенно игнорируя риски в среднесрочной перспективе – снижение потребления этих товаров».

«Проект утвержден в первом чтении, и теперь начинается самое интересное – обсуждение правок и хотелок в бюджетом комитете ВР. После первичного информационного вброса – параметров, макроэкономических показателей – то есть пиар-контента, начинается реальный дележ.

Первый тип конфликта – между членами коалиции – «Народным фронтом» и БПП – в части финансирования военно-промышленного комплекса, субвенций тем или иным регионам и аграрной субвенции. Второй тип конфликта – между списочниками и мажоритарщиками. Мажоритарщики пытаются выдавить больше финансирования на свои округа, тем более, что 2018 год – год предизбирательный. То есть бюджет будет лучшей агиткой для власти. Третий тип конфликта – отраслевой, между разными группами влияния и лоббистами. Особенно ярко он прослеживается в топливно-энергетическом комплексе, аграрном секторе. Четвертый тип конфликта – между центральными и региональными элитами в части налогообложения: сколько останется на местах, сколько уйдет в центр.

Хотя бюджетный процесс происходит вовремя, он не был простым. Документ уже возвращали из парламента правительству, вокруг него уже была целая череда конфликтов. Я думаю, что принятие будет непростым и не стоит его ожидать раньше, чем в середине декабря».

Ранее сообщалось, что Рада перенесла рассматрение бюджета-2018. По данным «Вестей», после внесения в бюджет «хотелок» народных депутатов исходный документ увеличился на более, чем 1,4 трлн грн. Самые «весомые» предложения, которые внесли депутаты, – увеличение расходов на СБУ на 6,4 млрд грн, на поддержку шахт – на 3 млрд грн. Также предложено выделить дополнительно около 10 млрд на дороги. На этом фоне о «хотелках» поменьше вспомнят немногие. Тем не менее, цифры интересные и показательные.

Рост цен, обвал гривны и госдолг: какие "экономические мины" заложила власть в бюджет-2018

Напомним, 9 ноября парламент принял за основу и в целом законопроект №7258 «О внесении изменений в закон «О Государственном бюджете Украины на 2017 год». В частности, расходы на предоставление льгот и жилищных субсидий населению на оплату ЖКХ увеличились на 7,6 млрд грн.

Кроме того, Министерство социальной политики случайно опубликовало на своем сайте внутренний документ. Он проливает свет, на что реально власть планирует потратить деньги. Файл, который называется «Бюджетный запрос 2018-2020» пробыл в открытом доступе недолго и был удален, но «Вести» успели скачать документ и изучили его.