Внутризаводские пути

Внутризаводские пути состоят из соединительных и станционных (в том числе погрузочно-разгрузочных, цеховых) путей. Промышленные железные дороги широкой колеи имеют ширину между внутренними гранями головок рельсов 1 524 мм, как и железные дороги общего пользования. Для узкоколейных путей стандартной является колея шириной 750 мм; серийное изготовление узкоколейного подвижного состава на отечественных заводах транспортного машиностроения осуществляется для этой колеи.

Для подземных путей стандартными являются колеи шириной 900, 750, 600 мм, применяемые иногда и на поверхности шахт. На некоторых промышленных предприятиях имеются железные дороги с шириной колеи 1 067, 1 000, 762 мм. В дальнейшем колею шириной 1 524 мм будем именовать нормальной, а колею шириной 750 мм — узкой.

По сроку службы промышленные железнодорожные пути делятся на постоянные — с неограниченным сроком службы — и временные, сооружаемые для эксплуатации их в течение ограниченного срока. В зависимости от размера годового грузооборота в грузовом направлении подъездные пути нормальной колеи в соответствии с техническими условиями (НиТУ-10-48) делятся на категории.

На промышленных путях широкой колеи обращается подвижной состав (локомотивы и вагоны) двух категорий: 1) подвижной состав, принадлежащий Министерству путей сообщения, и 2) собственный подвижной состав предприятий.

Обычно на подъездных путях обращаются локомотивы Министерства путей сообщения, подающие и убирающие составы с предприятий; на внутризаводских же путях обращаются локомотивы предприятий.

На подъездных и на внутризаводских путях обращаются вагоны, принадлежащие Министерству путей сообщения, а также и предприятиям.