Только для своих

Вполне обыденная схема, по которой арендодатель получает регулярно требуемые суммы платежей. Причем, далеко не всегда объект аренды существует в природе (особенно это касается станков, оборудования, инструментов и т. д.). Да и плата за обналичивание вполне приемлема — чуть более 20% от получаемой на руки суммы.

Но проблема в том, что налоговики пристально следят за уровнем арендных платежей.

Особенно это касается недвижимости.

И чрезмерно завышенная рента чревата лишними вопросами. Некоторые компании умудряются брать в аренду имущество своих сотрудников.

От автомобилей до мобильных телефонов.

Но злоупотреблять этим способом тоже не стоит, поскольку он позволяет фактически легализовать зарплату в конверте и избежать уплаты единого созвзноса, чему вряд ли обрадуются фискальные органы.

А главное — все эти схемы являются легальными и низкорисковыми только при условии их скрупулезного документального оформления.

Выплату заработной платы тоже можно использовать для обналичивания прибыли.

Причем, вполне легально и без рисков. Недостаток один — слишком дорого.

Около 50% получаемой суммы придется потратить на уплату подоходного налога и единого социального взноса.

К счастью, по ECB действует принцип регрессии: «Размер потерь можно ограничить. Единый социальный взнос имеет свой максимальный предел (при выплате одному лицу.

— Ред.), — напоминает Дмитрий Овсий.

— Таким образом, свыше определенной суммы заработной платы ECB увеличиваться не будет».

Нужно только учесть, что работает зарплатный вариант лишь для больших объемов обналичивания. Это же касается и оффшорных схем, которые могут использоваться для увода прибыли в безопасные юрисдикции.

Эта схема выглядит как продажа товаров-услуг оффшорному предприятию и выводу средств из оффшорной юрисдикции в Украину.

Расходы в данном случае сопряжены с регистрацией или покупкой оффшорной компании, ее сопровождением. Все это может обходиться не в одну тысячу долларов ежегодно.

Значит, оправданно для бизнеса, как минимум, среднего бизнеса. Да и в связи «охотой» на оффшоры во всем мире, довольно рискованно.

Мы не показали в нашей инфографике такой популярный до недавнего времени вариант обналичивания, как кредитование собственного предприятия под залог депозита, принадлежащего собственнику.

В принципе — очень работоспособная и чистая схема в условиях стабильного курса и устойчивой работы банков.

Затраты на ее функционирование составляют около 5-8% вложенного капитала, но около 35-40% получаемых на руки средств.

Тут учтена не только разница между кредитной и депозитной ставками, но и введенное в нынешнем году налогообложение дохода по вкладам. Данные расчеты справедливы, если и кредит, и депозит — в гривне.

И это не так уж дешево. К тому же, такая схема требует, чтобы собственник бизнеса держал в банке приличную сумму, зачастую гораздо большую, чем покрывается Фондом гарантирования.

Что в нынешних условиях — чревато. Например, чтобы получить на руки 100 тыс. грн., надо положить в банк на год полмиллиона гривен в виде срочного вклада.

И тут же оформить на бизнес кредит на те же полмиллиона или около того.

«Кроме этого, если и кредит, и депозит в гривне, то есть риск потери капитала ввиду девальвации и налогообложения дохода по вкладу.

Если предприятие имеет право кредитоваться в валюте, издержки падают, но падает и валовая доходность капитала в такой схеме, так как ставки по валютным кредитам и депозитам существенно ниже, чем по гривневым.

Но такая возможность очень редка.

Можно попробовать кредитоваться в гривне под залог валютного депозита, но тут будут велики издержки из-за большой разницы между ставкой по гривневому займу и валютному вкладу. ?