Глобальные изменения

Теперь проведем параллели с тенденциями, возникшими в тот же период на рынке США. Компания Wal-Mart, например, разработала одну из наиболее продуманных экосистем розничной торговли. То, что предлагает Wal-Mart, крайне просто: хорошие (нередко обладающие брендом) продукты по сниженным ценам.

K-Mart и Wal-Mart появились на дисконтном рынке в 1960-х годах. В то время как K-Mart открывала свои магазины вблизи торговых центров в городах с населением не менее 50 тысяч человек, выбор Wal-Mart пал на города с населением около 5 тысяч человек, в особенности в тех районах, где она могла обслуживать несколько городов сразу.

Wal-Mart начала конкурировать с небольшими магазинами, используя масштабы своих продаж для предложения продуктов с большими скидками. Стратегия оказалась успешной.

Потребительская база могла быть достаточна для того, чтобы поддержать один магазин, однако на поддержку двух магазинов ее уже не хватало, а между тем один из них предоставлял хорошие скидки. В итоге Wal-Mart удавалось одолеть всех мелких местных конкурентов, одновременно оградив себя от соперничества с равными ей компаниями, такими, как K-Mart.

Для достижения намеченного экономического роста Wal-Mart требовался преданный ей персонал.

Такой персонал проходил обучение и получал конкурентоспособную оплату и бонусы. Многие магазины располагались в отдаленных районах.

Стратегия Wal-Mart состояла в том, чтобы держать всю свою сеть под постоянным контролем, который поддерживался ежедневной связью с находящейся в Арканзасе штаб-квартирой компании. Wal-Mart требовалась также эффективная единая система закупок и распространения, поэтому была отлажена система прямой связи между складами, поставлявшими продукты в магазины и расположенными не более чем в одном дне езды от центра.

В 1970-е годы Wal-Mart расширялась, используя схему, согласно которой она намечала зону обслуживания, создавала в ней узловой центр распределения, а затем открывала столько магазинов, сколько могло поддержать население данного района. Такой подход тоже вполне себя оправдал и помог отпугнуть потенциальных конкурентов.

В 60-е-70-е годы Wal-Mart сосредоточила все свои усилия на росте и быстро осваивала новые технологии, позволявшие его ускорить.

В начале 1980-х годов компания запустила на орбиту собственный спутник, позволявший ей поддерживать контакты со своей разрастающейся сетью центров распространения и магазинов.

С середины 1980-х стратегия Wal-Mart была направлена на консолидацию. К этому времени она укрепила свое главенствующее положение, возглавляя и контролируя сеть поставщиков, многие из которых были производителями глобального масштаба, имевшими хорошо известные бренды.

Задача руководства Wal-Mart состояла в том, чтобы удержать и преумножить свое всевластие на рынке, не уступая его влиятельным поставщикам.

Компания смогла позволить себе сопротивляться требованиям поставщиков повысить цены.

Более того, она сама оказывала давление на поставщиков, вынуждая их постоянно снижать свои цены. Стратегия низких цен вновь оправдала себя, и бренд Wal-Mart завоевал высокое доверие потребителей.

Политика низких цен без специальных распродаж и акций по продвижению приобрела популярность и фактически стала нормой дисконтной розничной торговли.

Рост и увеличение масштабов деятельности позволили Wal-Mart завоевать на рынке огромную власть, которую она использовала для обновления своей цепочки создания ценности.

Ей удалось побудить поставщиков повысить производительность путем создания перекрестных структур в системе распространения. Она по-новому выстраивала взаимоотношения с основными поставщиками, нередко используя для совершенствования сотрудничества новые технологии.

Wal-Mart продемонстрировала новаторский дух и в других областях.

Она с успехом обосновалась на дисконтном рынке и одной из первых начала использовать интернет-технологии для совершенствования связей и сотрудничества по всей своей цепочке создания ценности.