Итоги «новой школы» — у детей серьезное отставание

НУШ за счет родителей
Целый учебный год украинская начальная школа работала с шестилетками по новой учебной программе, в основе которой — отказ от всего старого, в том числе от парт: двухместные обязали заменить одноместными. Сам класс старались разбить на зоны учебы и отдыха, для чего стелили ковры и приносили настольные игры. Обычную доску должны были заменить интерактивной, а домашние задания — отменить.

К старту проекта НУШ мало что было готово. Во-первых, в спешном порядке пришлось переделывать классы для первоклассников, где выделяли зоны для отдыха. Во-вторых, сидеть пришлось за старыми партами, так как новые или же не закупили, или не успели сделать. Доходило до абсурда, когда старые парты просто пилили на две части. В-третьих, возникали проблемы с учебным материалом, которого в начале года еще не было.

Недовольных «Новой украинской школой» родителей можно разделить на две категории: одним не нравятся условия, вторым — педагоги. К примеру, мама первоклассника из Кировоградской области рассказывает, что ничего прогрессивного в их первом классе не было. «В классе, где максимальная вместимость 25–26 детей, учатся 33, то есть поставили 33 парты, которые заняли все пространство. Нет места для коврика или даже пуфика — их даже не дали. В классе отсутствуют места для верхней одежды и негде переодеваться на физкультуру — дети уходят в соседнюю подсобку в коридоре. Из обещанного выдали только третью часть.

К примеру, вместо мультимедийной доски — пластиковая, Wi-Fi работает плохо, поэтому учителю приходится все материалы скачивать дома на флешку, а потом на ноутбуке показывать. Очень многое приходится покупать родителям, поскольку райадминистрация денег не выделяет. Говорят: «Вам Гриневич (министр образования. — Авт.) обещала, пусть и покупает!»

Как отмечают родители, для НУШ нужны новые просторные помещения, а не переделанные старые классы, где просто не хватает места для учебы, отдыха и игр. Но многое зависит и от педагога. «Нам достался учитель старой закалки предпенсионного возраста. Так вот у нее все дети ходят по струнке, сидят как мышки, не шевелятся, даже в туалет не могут выйти посередине урока, если приспичит. И домашних заданий задает столько, сколько и мне когда-то. Играть в лего нельзя — разбросают и потеряют. Не НУШ, а казарма строгого режима. Разницы никакой между обычной школой и «Новой украинской» я не вижу», — делится впечатлениями жительница Киевской области Светлана.

«Мультики смотрим, лепим»
В Виннице тоже говорят о постоянных сборах денег. «Сын учится по программе «На крыльях успеха». Но скажем так: ничего толком не было готово. В классе родители сделали ремонт за свой счет — не захотели ждать, когда деньги появятся у города. Парты выдали к Новому году, но при этом мы ежемесячно сдаем по 100 грн с каждого на распечатку учебного материала. И это не считая того, что надо самим покупать тетради, а это в год около 2000 грн с каждого. Кстати, домашние задания есть, только они называются рекомендациями. Зато педагог учит детей, как решать конфликты, как помогать товарищу — это называют подсказками. В целом я довольна», — рассказывает Елена.

А вот первоклассница Карина, ученица ирпенской школы, очень довольна учебой. «Мы приходим в школу и почти ничего не делаем. Немного почитаем, попишем, посчитаем и играем. Ну иногда ходим на физкультуру, иногда мультики смотрим, рисуем и лепим всякое. А дома ничего не делаем, ничего не задают», — хвастается Карина. Ее мама добавляет, что первый класс очень похож на подготовительную группу в детском садике, в которую она ходила. Разница лишь в том, что в детсаду есть дневной сон.

Что думают учителя
Одесситка и преподаватель вуза Ксения Штиммерман уверена, что НУШ скорее отупляет среднестатистического ребенка. «Безусловно, кому-то эта система необходима, но таких детей минимум, остальные же могли бы достичь больших результатов без ущерба для психики, но их тормозят. Кроме того что я мама, я 13 лет проработала в вузе и видела результаты проколов школы уже у взрослых студентов. Школа и раньше была далека от идеала, сейчас же плодят трудовой класс со средненьким уровнем знаний», — считает Ксения Штиммерман.

Ее мнение частично разделяет учитель младших классов с более чем 20-летним стажем работы Анна Николаевна. В ее школе в качестве эксперимента программу НУШ изучали еще задолго до внедрения по всей Украине: перестраивали классы, вводили время для игр.

Выводы учительницы, которая в этом году выпускает первый класс по НУШ, не утешительны. «Я подводила итоги знаний первоклассников и сравнила их с результатами детей, которых учила по предыдущей, старой, программе. Скажу так: по НУШ у детей серьезное отставание. Дети плохо читают, пишут, считают… Если учитывать, что в первом-втором классах дети проходят этап адаптирования и главная задача, чтобы они привыкли к школе, то, возможно, за третий-четвертый классы они и наверстают упущенное. Но это все будет зависеть от программы. К примеру, есть платная программа для младшей школы «Интеллект», я ее изучала, и по ней дети действительно развиваются. Если сравнивать детей в НУШ с теми, кто учится по программе «Интеллект», то между ними пропасть. Почему одним нужны знания, а другим — нет, не понимаю».