Черная смерть. Может ли бубонная чума добраться Украины

На выходных мир шокировало известие о вспышке бубонной чумы на террирории Монголии. 38-летний россиянин и его 37-летняя беременная жена погибли от этой болезни после употребления в пищу мяса сурка, охота на которых запрещена. Сиротами остались четверо детей. Группа российских туристов попала в карантин. Ситуация с распространением кори в Украине показательна, с этой болезнью не могут справится уже два года, а потому люди обеспокоены — вдруг новая зараза доберется до страны.

Запишут как ОРВИ
Украинский сегмент соцсетей живо отреагировал на новость о вспышке бубонной чумы. В основном защитной реакцией украинцев на овости о о смертельной заразе стали шутки в адрес Минздрава и участковых врачей и пока одни шутили о том, что бубонную чуму у нас в карточки пациентам будут записывать как ОРВИ, чтобы не портить статистику, другие посмеивались над Супрун, вспоминая «реформу» санэпидслужбы, которая фактически ликвидировала в стране системный эпидконтроль.

Тем временем, специалисты пока панические настроения не разделяют. Смертельная средневековая пандемия чумы сегодня вряд ли возможна.

«Случаи бубонной чумы регистрируются в странах Азии и Африки практически ежемесячно. Думаю, такой информационный всплеск случился из-за-того, что от болезни умерли россияне. Это психологически для людей «слишком близко». Но давайте не будем забывать, что от нас до Монголии все-таки приличное расстояние, — говорит инфекционист Евгений Зудин. — Кроме того, уровень грамотности современных людей и развитие гигиены у нас не средневековое, поэтому панику бить рано».

По словам врача, от эпидемий и пандемий мир уже не раз спасали радикальные запреты и оперативные принудительные действия медиков. К примеру, врачи не допустили распространения в мире вируса Эбола, который поразил сразу несколько стран Африки.

«Потенциально значительно более опасной для нас остается легочная чума, случаи которой регистрируются примерно с той же регулярностью. Этот вид чумы сложнее контролировать и идентифицировать на ранних стадиях», — говорит врач.

Это мнение разделяет и профессор-инфекционист Ольга Голубовская. По ее мнению, легочная чума куда опаснее. Особенно, учитывая, что качественного эпиднадзора в стране нет. И эпидемиологи, прежде работавшие в санэпидстанциях теперь не контролируют ситуацию.

«Журналисты быстрее узнают о ЧП, чем соответствующие структуры, которых уже нет, — считает Голубовская. — К сожалению, разрушали грамотно, сейчас даже при желании возобновить можно только через несколько лет. Да, и желания такого нет».

Эпидконтроль разрушен
В борьбе с коррупцей на Санэпидстанциях, МОЗ не просто ликвидировал службу, но не дал стране никакой альтернативы — а значит, заниматься смертельными вирусами и бактериями в Украине вот уже несколько лет просто некому. По мнению эпидемиолога, Ирины Розановой, ситуация с корью в стране сейчас более чем показательна. Данные о больных, по ее мнению сильно занижены, ведь вести точный учет заболеваемости просто некому.

«У нас коревые больные идут на прием к обычным терапевтам и сидят в общих очередях, более того, есть случаи, когда людям позволяют являться в инфекционные отделения лишь на капельницы, а потом их отпускают домой, на общественном транспорте. На второй год эпидемии, а это именно эпидемия, уровень информирования людей о симптомах и протекании кори мизерный, и в больницы люди часто попадают уже с осложнениями, — говорит врач. — Если допустить, что в нашем аэропорту будет обнаружен больной бубонной чумой, вся надежда только на то, что в санконтроле окажутся грамотные люди. Без системы эпидконтроля остановить вспышку будет сложно и она может стоить сотен жизней».

По словам Розановой, не последнюю роль в чумной эпидбезопасности играет и сознательность населения. «Пока грамотные эпидемиологи и инфекционисты расконцентрированы и у нас нет структур контроля инфекционных болезней, мы можем надеяться лишь на то, что украинцы исторически не употребляют в пищу мясо зараженных животных, проводят дератизацию своих жилищ и живут в относительной чистоте и гигиене. Но есть ведь у нас и бездомные, которые постоянно находясь в контакте с крысами и блохами создают все-таки зону риска заражения. А значит вероятность появления болезней у нас сохраняется», — говорит эксперт.

Таким образом, можно сделать вывод, что украинцы находятся в относительной безопасности от смертельных чумных вспышек лишь до случая, когда судьба приведет больного на территорию нашей страны. Конечно, нас защищает климат и традиции, но в случае вспышки, приходится надеяться лишь на помощь внешних партнеров — ВООЗ, «Врачей без границ» и медицинских служб ООН, которые регулярно решают подобные проблемы в странах третьего мира. Ведь силы внутренней эпидемиологии у нас весьма ограничены.