Бизнес-2019: чем стоит заняться, чтобы не прогадать

Все больше украинцев задумываются об открытии собственного бизнеса. По данным директора Ассоциации франчайзинга Андрея Кривоноса, в прошлом году количество запросов от потенциальных предпринимателей, которые хотят открыть бизнес под чужой торговой маркой (франчайзинг), выросло на 10–15%.

Первоначальный взнос — до $15 тыс
Франчайзинг — один из вариантов для развития своего бизнеса. Предприниматель обращается к собственнику торговой марки, заключает с ним договор и открывает пекарню, кафе, парикмахерскую и пр. Как правило, в соглашении прописана масса требований к бизнесмену. Например, месторасположение своего объекта надо согласовать с владельцем торгового знака, все оборудование необходимо покупать у определенного поставщика, а цены на свои услуги нельзя менять без разрешения. При выполнении всех условий предпринимателю обещают, что его бизнес окупится в течение полугода-двух лет. Это зависит от направления деятельности и суммы инвестиций.

Как правило, на франчайзинг соглашаются украинцы, у которых нет опыта ведения бизнеса и которые хотят получить помощь. Им не только помогают найти помещение, установить правильное оборудование, но и набрать сотрудников и обучить их работать по определенному стандарту. Самому предпринимателю рассказывают, как правильно вести бухгалтерский учет, какие существуют нюансы при работе с контролирующими органами и подаче отчетности, как правильно общаться с проверяющими. За право использовать «чужой» товарный знак необходимо заплатить первоначальный взнос (от $5 до $15 тыс. для малого бизнеса), а также ежемесячно платить комиссию (от 2% до 7% от оборота).

«К нам поступает много обращений из Киева, Днепра, Житомира, Винницы, — рассказывает директор по развитию сети «Экспресс стрижка» Александр Дзус. — Некоторые предприниматели занимаются поиском места, которое бы подходило им для открытия салона, на протяжение четырех-шести месяцев».

К собственникам торговых марок обращаются самые разные люди, которые бы хотели вложить деньги в свой бизнес, говорит генеральный директор сети «Крыла» Алексей Попов. Часто, по его словам, инвестировать в новое направление готовы IT-специалисты, которые заработали деньги на своей основной работе и хотят вложить их в открытие своего дела. Но большинство из них готовы просто выступить инвесторами и не хотят принимать участие в управлении кофейней, салоном красоты или булочной. «Гораздо более активными являются люди в возрасте 35–40 лет, которые действительно готовы работать на своем предприятии и зарабатывать деньги», — отмечает Алексей Попов.

С чего начать свой бизнес и как не прогореть

Причем эта тенденция наблюдается не только в Киеве и крупных городах-миллионниках, но и за границей. Александр Дзус рассказывает, что «Экспресс стрижка» работает уже в Польше и Чехии, на очереди — Испания. Большинством клиентов компании являются украинцы, которые уехали на заработки и хотят найти свое дело.

Если в предыдущие годы большинство потенциальных инвесторов только интересовались возможностями инвестировать во франчайзинговый бизнес, то в прошлом году готовы были подписывать контракты, говорит Андрей Кривонос. «Некоторые сделки заключались за две-три недели, а это очень быстро», — добавляет он.

Чаще открывают хлебные магазины
Около 80% запросов на открытие своего бизнеса, которые поступают в компанию, касаются малого, а не среднего бизнеса, отмечает Андрей Кривонос. «Большинство потенциальных предпринимателей готовы инвестировать примерно $15–20 тыс.», — говорит он. Такую сумму большинство украинцев смогли собрать за несколько лет. Но нести деньги в банки часть населения опасается перед выборами президента и парламента в следующем году и готова инвестировать в развитие своего бизнеса.

Чаще всего по франчайзингу открывают хлебные магазины, в которых производится свой хлеб, магазины по продаже спортивных товаров, а также небольшие кафе и рестораны. Вернуть вложенные в свой бизнес деньги чаще всего можно за год-полтора. Среднестатистический собственник франшизы может зарабатывать $1,5–2 тыс., что неплохо для обычного украинца. Найти работу на такую зарплату даже при дефиците кадров сейчас очень сложно. Невысокий объем инвестиций, быстрая окупаемость, а также неплохие заработки и привлекают потенциальных бизнесменов.

Изменится сфера деятельности
В этом году существенных изменений не случится, и количество обращений от бизнесменов, по оценкам специалистов, может вырасти на 15–20%. В большинстве крупных украинских городов уже есть большое количество пекарен, кондитерских, парикмахерских, поэтому в этом году бизнесмены обратят внимание на другие сферы деятельности. «По нашим прогнозам, очень хорошо будет развиваться сфера доставки. Появятся детские развлекательные центры и детские садики, которые откроются по франчайзингу», — прогнозирует Кривонос. Сейчас примерно каждый третий заказ в ресторане приходится на доставку, а мест в детских садиках не хватает.

Как избежать рисков при работе по франчайзингу
Подписание договора о получении права развивать бизнес по франчайзингу не всегда гарантирует успех. Для каждой из сторон существуют риски. Собственник торговой марки не всегда должным образом может контролировать качество, продуктивность и законность поставок товаров для реализации. Он может не влиять на рекламные, маркетинговые и другие PR-ходы участников сети. Если же, например, одна кофейня или хлебный магазин не выполняет условия, то это может отразиться на всей сети. Некоторые предприниматели занижают собственную прибыль, чтобы меньше платить собственнику торговой марки (взнос зависит от продаж). Поэтому владельцы марок часто отправляют своих сотрудников на проверки. Например, они могут под видом тайного покупателя проверить, выбивают ли клиентам чеки. Кроме того, владелец бренда может ошибиться при расчете сроков открытия, обучения, окупаемости и др.

У покупателей торгового знака тоже существуют риски. Это может быть излишняя зависимость от главного офиса и нежелание его сотрудников идти на компромисс. Например, во время своей работы предприниматель видит, что необходимо расширить ассортимент или убрать дорогие позиции блюд в меню ресторана. Но согласовать этот вопрос не всегда удается. Предприниматель может столкнуться с дефицитом персонала на рынке и работать придется «за двоих», помещение может оказаться неправильным или изменятся правила налогообложения.